"Дело Христово" - православие и общество

Бог и Человек. Вера и общество. Сегодня все больше интереснейших вопросов возникает, когда личное и общественное соприкасается на вопросах культуры. Этому и будут посвящены сии заметки... При цитированиии и ином использовании ссылка обязательна.

Моя фотография
Имя:
Местоположение: Москва, Россия, Russia

6.14.2005

Власть толпы: Cum vitia prosunt.

Mundus universus exerect histrioniam - весь мир занимается лицедейством. Петроний.

В понедельник 13 июня 2005 года по одному из центральных каналов российского телевидения прощла довольно скандальная программа с провокационным названием "Антихрист - суперстар" (если память не изменяет, в сериии "Профессия - репортер"). Тем не менее, практически ничего скандального по сути не было, да и видимо, не предусматривалось. Программа "всего лишь" показала "продвижение" антихристианских, богохульных и атеистических идей в среде общества вообще и культуры в частности. К сожалению, не удалось посмотреть передачу полностью, но даже то, что предстало, стоило потраченного времени.

Например, в Австрии в одном из родовых замков проживает некий "перформансист" и "инсталятор" герр Нич, определяющий себя как "ученый не верующий в Ьога и занимающийся изучением табу и ниспровержением этих самых табу". В частности, в одном из помещений замка когда-то находилась домовая церковь, которя, впрочем, существует и сейчас, если бы не одно "но". А именно - "Иконы" алтаря и прочие размещенные "инсталяции" написаны с использованием крови животных и частей мантий священнослужителей. На алтаре стоят священные сосуды в перемешку с бутылками вина и прочими неопознанными сосудами довольно провокационного вида. Покрывала алтаря изгажены кровью, вином и мочей (слабонервных просьба удалиться).

В помещениях замка регулярно проводятся жертвоприношения животных с дальнейшим исполльзованием (употребление внутрь, окрашивание стен, полов и людей) пролитой крови. На чердаке замка операторы показали большую коллекцию облачений христианских священнослужителей (по большей части - католических). В 1960 году г.Нич отсидел за свою деятельность две недели, что, похоже, только прибавило ему популярности и вдохновения. Во всяком случае, его "шедевры" пользуются неизменным спросом у галерейщиков и "ценителей искусства".

Дальше в программе показали еще одного "ниспровергателя догм" - итальянца Оливьеро Тоскани, известного святотатственного рекламного фоторгафа, среди работ которого, например, кощунственное изображение Тайной Вечери или постоянные образы целующихся католических священников и монахинь. Эта "продукция" находит большой спрос в определенных бизнесс-кругах, что неплохо иллюстрируется словами того же г.Тоскани: "Богхульство - бюджетный товар, позволяющий привлечь внимание к продукции".

На фоне таких "уникумом" одиозный Мэрлин Мэнсон выглядел прямо-таки "милашкой" со своей довольно интересной сентенцией: "Во времена реал-TV привлечь внимание к искусству можно только с помощью провокаций, шока".

И уж совсем каким-то мелочным и "совковым" выглядел г.Тер-Оганян, тот самый которому "пришлось эммигрировать" из-за "преследований" его искусства. Целью своего творчества он видит "перфоманс, предельно примитивные, идиотские вещи". Напоследок корреспонденту были представлены "спасенные шедевры", а именно оскверненные иконы с настолько нецензурными надписями, что режиссеру передачи пришлось часть их замазывать на экране. "Это же смешно, глупо, классно!" - был последний вердикт "мастера".

К тому же, просвещенная Европа, как оказывается, ревниво оберегает свои "таланты". Так, в Германии действует закон, согласно которому деятели, подобные гг. Ничу и Тоскани, практически неподсудны.

Естественно, что в передаче довольно трезво и точно отразили события, связанные с нашумевшими выставками в Москве.

Впрочем, nil sub sole novum, как говориться. Еще начале эпохи в Древней Греции были популярны так называемые "киники" ("циники"), от наименования которых и произошло довольно известное понятие. Они не признавали никаких, особенно моральных и этических, устоев общества, стыда и нравственности. Некоторые историки относят и известного баснописца Эзопа к такого рода направлению. В раннем христианстве циники нашли отражение в подвижниках, получивших наименование "пасущихся", но это была уже довольно преображенная доктрина, которая, к тому же не получила какого-либо географического и исторического отражения. Отзвуки их слышны разве что в поведении юродивых, да и то с большими акцентами на христианские ценности.

Итог всей передачи, во всяком случае, как это показалось зрителю, отдельно не афиширован, но довольно четко просматривается. Довольно долго мы закрывали глаза на происходящее в российском и европейском обществе, чего ныне и пожинаем плоды. Ныне, как говорится, cum vitia prosunt, peccat qui recte facit. Конечный инфернальный примитив "все позволено" возведен в общественный абсолют, а кое где уже и в законодательный. И на фоне этого события в Москве кажутся мелкой каплей в нависшей волне безбожия и тотальной власти греха и порока.

Печально, что действующие лица упомянутых событий со стороны православной общественности и известных нравственно-защитных организаций не захотели ответить на вопросы режиссера передачи. Именно в связи с такими массовыми инцидентами представляется наиболее важной не законодательное решение проблемы, а ключевая роль душепопечительской миссии православных священнослужителей. В прошлом году произошло еще одно событие, как бы напрямую не связанное с темой, но также касающееся порока и искусства. В Екатеринбурге большая группа молодежи (особо, кстати, ни внешним видом, ни прочим не афиширующая своего православного вероисповедания) организовала молебен о исцелении тяжко болящего певца, который известен своими "нетрадиционными наклонностями". Как ни странно, такое "мирное", но обращенное к нравственности и ценностям каждого входящего, событие принесло немалые результаты и нашло много последователей в других городах.

Если, "инсталляции" и "перформанс" порока все более и более красочен и информативен (на его вооружении сейчас практически все передовые достижения медиа-разработок), то добродетель и нравственность не обладает практически ни какими медиа-, програмным и информационным сопровождением. Было бы принципиально важным, как кажется, объединить усилия творческих священнослужителей и верующих программистов, журналистов и медиа-персон в создании своих креативных проектов, которые могли бы "внешне наравных" преподносить аудитории незыблемые моральные и этические ценности.

Те выводы, наблюдения, умозаключения, которые православные священнослужители (хорошо бы еще со светским искусствоведческим и психологическим образованием) могли бы изложить для преподнесения этой проблемы "с нашей стороны", содействующие им программисты и медиа-разработчики могли бы реализовать в конкретные проекты, которые, при должном усилии, в свою очередь, должны появиться в виде компакт-дисков, видео-кассет и телепередач в каждом доме.

И вот тогда мы начнем разговаривать с обществом на равных, тогда наша роль станет заметной и достаточно большая часть аудитории, хотелось бы верить, задумается о своем месте в этом изменчивом мире и роли нравственного стержня в конечной судьбе конкретной личности.

Mundus vult decipi, как говориться, но "мiр" это не "мир" и даже не общество, а всего лищь тоталитарно направляемая толпа, пытающаяся подавить уникальную личность, и мы обязаны принести нечто, способно хотя бы нарушить (если не разрушить) власть безнравственного общества как толпы над личностью, которая имеет все возможности реализовать свой путь к чистоте и спасению.

Nil sub sole novum - ничто не ново под солнцем.
Cum vitia prosunt, peccat qui recte facit - Когда порок в чести, грешен правдивый. Публий Сир.
Mundus vult decipi, ergo decipiatur - Мир желает обманываться...